В РОССИИ НЕ ХВАТАЕТ ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВИКОВ ДЕФИЦИТ КАДРОВ В ОТРАСЛИ ОЦЕНИВАЕТСЯ В 21%
Создан: 07 Aug 2023
Просмотры: 83
Крупные логистические компании жалуются на нехватку водителей грузовых автомобилей. Дефицит составляет 21%, сообщили «Известиям» представители отрасли. Это подтверждают и данные крупнейших рекрутинговых компаний: только за последний год число соответствующих вакансий увеличилось в полтора раза. Из-за нехватки водителей автопарки частично простаивают, сообщили в компании ПЭК. Такая ситуация чревата серьезными поломкам транспорта: возможны заклинивание тормозов и неисправности электропроводки, отметили эксперты.
Некому водить
Дефицит
водителей грузовиков массой свыше 3,5 т наметился в отечественной
транспортно-логистической отрасли, выяснили «Известия». Нехватка кадров
составляет 21%, сообщил замдиректора ПЭК Вадим Филатов. С этой оценкой в целом
согласились в ГК «Маршал» и Boxberry.
— В
профессию мало кто хочет идти. Водить какие-то грузовики, ездить далеко, зимой,
по нашим дорогам. Нет нормальных стоянок, условий для водителей, — посетовал в
разговоре с «Известиями» гендиректор ГК «Маршал» Михаил Белоусов.
Он
также пожаловался, что не все автошколы готовят таких специалистов. А
замгендиректора ПЭК Вадим Филатов отметил, что и для молодежи такая профессия
становится всё менее привлекательной.
— Средний возраст водителей
грузовиков составляет 48–52 года и продолжает увеличиваться, — сказал он.
Возросшую
потребность в водителях подтвердили «Известиям» и сервисы по поиску персонала
HeadHunter и SuperJob. Так, с 2019 года количество вакансий в сфере
грузоперевозок выросло более чем в два раза.
—
Логистика попала в топ-3 отраслей по темпам прироста, — сообщили «Известиям» в
пресс-службе SuperJob.
За
первое полугодие 2023 на HeadHunter размещалось по 5 тыс. вакансий водителей
грузовиков ежемесячно.
—
Средний прирост количества предложений о работе в сфере транспорта и логистики
составил 38% за четыре года, — сообщили «Известиям» в агентстве.
Не те условия
— До
5% транспорта в автопарках некоторых компаний простаивает именно по причине
нехватки водителей, — заявил замдиректора ПЭК Вадим Филатов. — Рост дефицита
кадров ведет к нехватке транспортных средств для доставки грузов.
Длительное
неиспользование грузовика может привести к поломкам, рассказал «Известиям»
гендиректор «ААА Траксервис» (официальный дилер грузовиков MAN и Sinotruk в
России) Юрий Желунов.
—
Для грузовиков возрастом 4–5 лет простой больше двух месяцев может быть чреват
протечкой сальников, заклиниванием ступицы или тормозов, выходом из строя
электропроводки, — отметил эксперт. — Предугадать поломку невозможно, каждый
случай индивидуален.
Проблемы с обслуживанием
грузовиков ушедших производителей усугубляют дефицит кадров, считает
автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
—
Сейчас тяжело достать детали для европейских легковых автомобилей, а для
грузовиков — еще сложнее, — рассказал «Известиям» эксперт. — Это объясняется
логистикой, так как габариты некоторых узлов грузовика заметно больше, чем у
легковушки. Логистические цепочки усложнились, увеличились срок доставки
комплектующих и цены на них.
При этом переходить на
отечественные марки водители не спешат из-за иного, по сравнению с европейскими
автомобилями, уровня комфорта, отметил Виктор Кондрашин. Несмотря на надежность
отечественных грузовиков, люди за много лет привыкли именно к Mercedes и Volvo.
—
Европейские производители внимательно относятся к материалам,
из которых сделан салон, наличию кондиционера, обогреву сидений и спальному
месту, — отметил эксперт. — «КамАЗ» экономичнее и проще в обслуживании, но
водители жалуются на неудобные кровать и водительское кресло. Нашим производителям
надо поработать в этом направлении.
Иностранцы в помощь
Решить
вопрос нехватки водителей можно путем найма иностранцев, считают представители
ГК «Маршал» и ПЭК.
— Но
чтобы работать в России водителем грузовика, соискатель должен получить патент,
— указал Михаил Белоусов. — При этом документ действует только определенное
время и лишь в пределах региона, где его выдали. Такой водитель не сможет
совершать межрегиональные перевозки.
Оформлять патент
на каждый регион невыгодно, обратил внимание представитель отрасли, а оформить
патент, который будет действовать в масштабах всей страны, нельзя.
Чтобы сократить
кадровый дефицит водителей, необходимо отменить ограничение действия патента в
пределах одного региона, полагают представители логистических компаний.
— Пока это
отраслевая проблема, но через какое-то время она выйдет на государственный
уровень, — полагает Михаил Белоусов. — Первыми ее почувствуют крупнейшие
ритейлеры и маркетплейсы: услуги водителей станут дороже. Они станут кем-то
вроде пилотов самолетов или новыми айтишниками.