ДОРОГИ ЮГА – ГЛАВНЫЕ МЕДИАПРОЕКТЫ, СТАРТУЮЩИЕ В 2023 ГОДУ



В этом году на юге России приступят к реализации крупнейших инфраструктурных проектов, которые должны решить давно назревшие проблемы в сфере транспорта и дорожной инфраструктуры.

Дублер трассы «Джубга — Сочи»

Один из самых масштабных проектов, старт которого назначен на 2023 год, строительство дублера трассы А-147 «Джубга—Сочи». Общая стоимость проекта, одобренного президентом Владимиром Путиным еще в 2020 году, сегодня предварительно оценивается в 1,4 трлн рублей. Сроки реализации по оптимистичным прогнозам рассчитаны до 2036 года.

Вице-премьер России Марат Хуснуллин в конце 2021 года утверждал, что стоимость проекта необходимо пересмотреть в сторону снижения. По его словам, можно сэкономить до 300 млрд рублей за счет строительства дороги от Горячего Ключа до Туапсе вдоль железной дороги.

Концепцию строительства автодороги разработал «Росавтодор». Согласно проекту, будет создана четырехполосная магистраль в обход прибрежных населенных пунктов. Ее протяженность составит 152 км с расчетной скоростью движения 100 км/ч.


Дорога будет платной и пройдет от трассы М-4 в районе Горячего Ключа в обход Туапсе и затем — через горы параллельно существующей дороге вдоль черноморского побережья до аэропорта Адлер. В материалах «Автодора» также указано, что новую трассу будут прокладывать, в основном, через тоннели и по эстакадам. В частности, на 58-километровом участке Горячий Ключ — Агой построят 53 пары мостов.

Время в пути от Горячего Ключа до Сочи сократится с семи до двух часов. Кроме того, дублер заберет до 50% трафика действующей сети, которая преимущественно идет через населенные пункты, где в сезон скорость движения снижается до 30 км/ч и образуются пробки.

Как рассказал первый замглавы госкомпании «Автодор» Игорь Коваль в рамках форума «Транспорт России», проект будут реализовывать в несколько этапов. Первый, а именно обход Адлера протяженностью 7,8 км, стартует в этом году, а завершится в 2026-м. Даты начала работ на остальных этапах — обход Сочи, Туапсе, Лазаревского — представитель компании не называет. При этом руководство «Автодора» рассматривает возможность строительства трассы на условиях государственно-частного партнерства.

На реконструкцию трассы А-147 планируется выделить 55 млрд рублей из федерального бюджета в 2025–2027 годах. Вероятно, эти деньги будут направлены в том числе на проектирование и строительство новой автодороги.

Как отметил министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев, ввод автодороги в эксплуатацию позволит увеличить турпоток на курорты Кубани до 25 млн человек в год (сегодня он составляет 15-18 млн человек).

Трасса Ростов — Симферополь

Еще один значимые дорожные проект — строительство трассы Ростов-на-Дону — Симферополь стартует в январе 2023 года. Такое заявление сделал врио губернатора Запорожской области Евгений Балицкий. 

Новая автодорога должна пройти по территории новых регионов России вдоль западного побережья Азовского моря через территорию Херсонской, Запорожской областей, а также ДНР. Сейчас готовится проектная документация.

По словам г-на Балицкого, автодорога будет состоять из четырех полос и станет аналогом федеральной трассы «Таврида», которую открыли в 2020 году.

Предполагается, что новая трасса уменьшит нагрузку на Крымский мост и «закольцует» движение вокруг Азовского моря. Планируется, что ее пропускная способность составит около 30 тыс. автомобилей в сутки. Как уточнил врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо, новая трасса будет двухполосной.

Новый путь из Ростова в столицу Крыма через Мариуполь (длиною 640 км) станет короче существующего через Крымский мост и Керчь (750 км) более чем на 100 км. 

Первые участки автодороги построят в Ростовской области и в Крыму. Это связано с тем, что часть Запорожской области и ДНР находится в зоне ракетных обстрелов.

Сроки реализации проекта и его стоимость пока не называются. Однако, учитывая, что будущую трассу Ростов — Симферополь называют аналогом «Тавриды», да и пройдет она по местности со схожим рельефом, можно подсчитать ее примерную стоимость. 

Как сообщал «Интерфакс» в 2020 году, стоимость строительства трассы «Тавриды» по территории Крыма протяженностью более 250 км составила свыше 150 млрд рублей. То есть, 1 км трассы обходится в 600 млн рублей. Таким образом, стоимость трассы длиной 640 км может составить 384 млрд рублей. Но здесь стоит оговориться, что часть дороги пройдет по уже существующим магистралям, причем местами довольно высокого качества, как например, трасса Ростов-Таганрог или Симферополь-Джанкой.

Западная хорда и решение проблем с транзитом

В 2023 году на Дону начнется строительство западного объезда Ростова, так называемой «Западной хорды». Стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей. В частности, на хорду направят инфраструктурный кредит в 15,3 млрд рублей, который ранее предназначался для модернизации трамвая в Ростове-на-Дону.

Важность этой дороги трудно переоценить — она фактически замкнет кольцо вокруг донской столицы — теперь ее можно будет объехать с любого направления, что положительно отразится на транспортной обстановке и экологии города.

Как сообщал областной минтранс, будущая автодорога обеспечит транспортную связь западной части города с северным обходом Ростова и трассой М-4 «Дон», а также свяжет город с микрорайоном Левенцовка новыми маршрутами. 

Протяженность «Западной хорды» составит 12,3 км. Четырехполосная дорога пройдет от  трассы А-280 Ростов—Таганрог до моста через реку Дон и станет дублером ул. Малиновского. 

Строительные работы рассчитаны до 2025 года. Их разделят на два этапа. Первый участок протяженностью почти 7 км с эстакадами и развязками пройдет от от а/д А-280 Ростов-на-Дону — Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная — Западное шоссе). Его стоимость — 1,3 млрд рублей. Подрядчиком для этого этапа стала компания «Т-Транс».

Второй участок длиной 5,5 км будет проложен от Кумженской рощи до моста через Дон на Западном шоссе.