ЧТО ОЗНАЧАЕТ «НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ» FESCO ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ


     

Параллельный импорт в России получил новый толчок. Одна из крупнейших транспортных компаний страны закупила новые средства доставки товаров из Китая.

    Транспортная группа FESCO приобрела шесть контейнеровозов более чем за 240 млн долларов, они будут преимущественно работать на прямом морском сервисе из Китая в Санкт-Петербург. Об этом пишет РИА Новости.

    «Мы достраиваем всю линейку из шести новых судов, приобретенных за счет собственных средств, но, возможно, одно судно поставим на другую линию. Каждое судно стоит более 40 млн долларов», - рассказал председатель совета директоров группы FESCO Андрей Северилов.

    Он добавил, что вместительность контейнеровозов составляет 2,5 тыс. TEU. Северилов считает, что экономика линии достаточно хорошая и стоит ожидать переход большого объема груза из стран АТР в Центральную Россию на их маршруты.

    Сейчас свой первый рейс совершает первый из шести новых контейнеровозов – «Капитан Щетинина». Он был назван в честь первой женщины – капитана дальнего плавания в мире, она работала в «Дальневосточном морском пароходстве», которое сегодня является головной структурой FESCO.

 

    Эта новость была опубликована 20 апреля 2023 года. Незадолго до этого в компании произошли события, которые привлекли пристальное внимание общественности, а именно: 11 января 2023 года Хамовнический суд Москвы по иску Генпрокуратуры обратил в доход государства 92,4% акций Дальневосточного морского пароходства – головной компании FESCO.

    FESCO – одна из крупнейших в России транспортно-логистических групп. Владеет портом во Владивостоке, железнодорожными операторами и крупным парком контейнеров и фитинговых платформ.   

    Согласно решению суда государству перешли 92,4% акций компании. Соответствующий иск подала Генпрокуратура. Ответчиками выступали основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, его брат Магомед Магомедов, Михаил Рабиноввич (принадлежит 26,5% акций FESCO) и его партнер Андрей Северилов (23,8% акций, председатель совета директоров FESCO) и несколько компаний-акционеров. Долю Зиявудина Магомедова (32,5%), который был крупнейшим совладельцем компании, суд конфисковал 2 декабря 2022 года. Магомеда Магомедова в официальном списке акционеров ДВМП нет.

    В пресс-службе FESCO РБК сообщили, что ПАО «ДВМП» - головная компания FESCO, не является ответчиком по данному иску, «однако, будучи третьим лицом, намерено обжаловать решение Хамовнического районного суда города Москвы». «В настоящее время юристы FESCO изучают последствия принятого судом решения для международной деятельности группы», - говорится в сообщении.

    «Изъятие акций ДВМП как головной компании в пользу государства может привести в среднесрочной перспективе к нарушению логистических цепочек. Группа FESCO не ограничивается только лишь ДВМП и состоит из множества компаний, связанных между собой корпоративной структурой и контрактами» - заявил РБК адвокат Forward Legal Олег Шейкин. Он отметил, что государство в качестве нового акционера может пересмотреть условия действующих контрактов, в том числе тех, которые реализуются за рубежом. Это, как следствие, может привести к нарушению обязательств по внешним контрактам, добавил эксперт.

    По версии надзорного ведомства, изъятые акции «Дальневосточного морского пароходства» изначально были приобретены на коррупционные доходы братьями Магомедовыми, а потом были спрятаны от обращения в пользу государства.

    Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск на 80,1 млрд руб., поданный Дальневосточным морским пароходством (ДВМП, головная компания гурппы FESCO) против предпринимателя Зиявудина Магомедова (в декабре суд принял решение о конфискации его доли в FESCO, оно обжаловано) и нескольких компаний, следует из данных в картотеке суда. Кроме 80,1 млрд руб., суд также постановил взыскать $13,8 млн убытков, уточняет «РИА Новости».

    «Иск удовлетворить полностью», - приводится решение на портале электронного правосудия.

    После обращения в доход государства акции компании окажутся в распоряжении Росимущества, которое проведет аукцион и продаст их. По мнению юристов, государство даже после конфискации акций не станет прямым акционером FESCO – участники рынка считают это позитивной новостью с учетом санкционного фона и международного профиля деятельности компании.

    FESCO – прибыльный актив, работающий на направлениях, которые не только не заглохли с введением санкций, а, наоборот, начали стремительно развиваться, говорит собеседник «Ъ» в отрасли, и претенденты на пакет господина Магомедова наверняка найдутся. В частности, ГК «Дело» Сергея Шишкарева, крупнейший российский контейнерный оператор, периодически выражала интерес к FESCO. Однако в сентябре в компании сообщали, что никакие переговоры не ведутся.

    Партнерство с FESCO в управлении Владивостокским морским торговым портом (ВМТП) есть и у «Росатома» (также владеет 49% ГК «Дело»). Однако публично «Росатом» не выражал интереса к вхождению в капитал FESCO, хотя дальневосточные власти и анонсировали такую возможность.

    Кто же станет новым владельцем контрольного пакета акций FESCO, и как это отразится на деятельности компании, покажет время.