НАЧАЛО СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ: ГОТОВНОСТЬ КРУГЛОГОДИЧНОГО ПОРТА ЛАВНА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСТИГЛА 68%
Порт Лавна, который строится на западном берегу Кольского залива в
Мурманской области, готов на 68%. Об этом, как отмечает ТАСС, в четверг, 6-го
июля, сообщил глава региона Андрей Чибис по итогам осмотра площадки вместе с
помощником президента РФ Максимом Орешкиным и министром по развитию Дальнего
Востока и Арктики Алексеем Чекунковым. Порт является якорным проектом
Мурманского транспортного узла (МТУ). Ожидается, что он будет содействовать
развитию Северного морского пути (СМП) и поможет переориентировать грузовые
потоки с портов стран Балтии на отечественные мощности.
«Готовность объекта уже 68%. И как я ранее рассказывал, рабочее
движение по новой железнодорожной линии МТУ к угольному терминалу в Лавне
планируется открыть до конца 2023-го года», — написал в своем
телеграм-канале Андрей Чибис.
Напомним: строительство порта Лавна в Мурманской области и
железнодорожных подходов к нему началось в 2018-м году.
Изначально морская гавань рассматривалась главным образом с точки зрения перевалки
и перевозки угля. Поэтому когда в 2020-м году мировые цены на
уголь значительно упали, работы по прокладке железнодорожной
линии к порту приостановились, а часть инвесторов вообще вышли
из проекта.
В 2021-м году произошла пересборка проекта Мурманского
транспортного узла и порт Лавна стал его якорным объектом.
После 24-го февраля 2022-го года внимание к нему еще больше усилилось в связи с
намерениями активно развивать Северный морской путь —
транспортный коридор, который полностью проходит по акватории РФ и потому не
зависит от санкций и других внешних решений.
В феврале этого года президент России Владимир Путин на встрече
с главой «РЖД» Олегом Белозеровым поставил задачу — запустить
рабочее движение в Мурманском транспортном узле в порт Лавна к декабрю 2023-го
года. Правда, полноценный запуск железнодорожной ветки
состоится в 2024-м году.
По состоянию на февраль 2023-го года, необходимо было проложить еще
49 км дороги, а также семь
искусственных сооружений, в том числе наиболее протяженный мост
через реку Тулома.
Таким образом, запуск Лавны тоже запланирован на 2024-й
год. Он будет способствовать открытию новых рынков экспортных
поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию. Кроме
того, ожидается, что порт внесет важный вклад в решение стратегической задачи
по переориентации
грузовой базы российских экспортеров из портов Балтии на отечественные портовые
мощности.
В целом, проект Мурманского транспортного узла предусматривает
создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в
том числе угольного и нефтяного терминалов, и железнодорожной
инфраструктуры, включая строительство железнодорожной ветки
«Выходной-Лавна». Конечная цель проекта — создание круглогодичного
глубоководного морского хаба, который станет центром по
переработке грузов и будет интегрирован в международный транспортный коридор
«Север-Юг».