СТАВКИ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ РАСТУТ?
О росте ставок на перевозку
грузов автотранспортом заявляют все участники рынка. Однако величина разнится:
одни заявляют о скачке в 20%, другие – о росте на 7%. РЖД-Партнер опросил
участников рынка и выяснил, чего именно не хватает для рывка тарифов на перевозку.
Цена дальнобойщика бита.
Стоимость автоперевозки груза определяет в основном грузовладелец, говорит
Вадим Некрасов, заместитель генерального директора по снабжению и логистике
Юговского комбината молочных продуктов. «Но бывают моменты, когда машин в
регионе не хватает, тогда автоперевозчики могут поднимать ставки», – добавляет
он. Ставки на рынке диктуют как перевозчики, так и грузовладельцы, признается
Николай Соловьев, специалист по операционной работе Novelco. «В определенные
моменты, например в праздничные дни, во время действия ограничений на дорогах,
при простоях на таможенных постах цены диктуют перевозчики, но как только рынок
насыщается транспортом и предложение превышает спрос, цены начинают формировать
грузовладельцы», – говорит он. Рынок прежде всего ориентируется на общую
ситуацию, внешние факторы и события. Поэтому правильнее будет сказать, что и
автоперевозчики, и грузовладельцы подстраиваются под рыночную ситуацию. О такой
тенденции РЖД-Партнеру говорит Олег Гайфуллин, директор по логистике и
коммерции транспортной компании Delko. Небольшие колебания ставок связаны с
кратковременными всплесками спроса либо в конце месяца, либо в праздничные дни,
когда водители уехали отдыхать, говорит Маргарита Табунова, директор по
транспортным операциям FM Logistic в России. Цена, которую назначает
грузовладелец, всегда ниже цены от автоперевозчика, признаются участники рынка.
Впрочем, и доля ответственности у каждого разная. По мнению В. Некрасова, ее
всегда несут автоперевозчики, а по мнению Н. Соловьева, ее участники
перевозочного процесса разделяют в зависимости от условий контакта.
Перевозчики намерены растить тарифы.
На рынке автоперевозок установился общий тренд на рост ставок, рассуждает М.
Табунова. И этот тренд сохраняется, тарифы на авиаперевозку держатся на уровне
ноября-декабря прошлого года. В феврале текущего года средний чек на перевозки
увеличился почти на 12%, говорит Алексей Тузов, независимый эксперт
транспортной отрасли «За последний месяц ставка выросла еще на 4,4%», –
добавляет он. Ставки растут, в I квартале 2023-го рост ставок достиг максимум
12%, если сравнивать с аналогичным периодом за прошлый год. Но этот показатель
– в среднем по России. Наибольший рост ставок отмечен на дальневосточном
направлении, здесь скачок достиг 28% – о такой динамике говорит О. Гайфуллин.
Однако участники рынка опасаются прогнозов, как дальше поведет себя ставка.
Есть те, кто считает, что ставки вырастут по итогам года еще на 30%, другие
аккуратно говорят о будущей стагнации. «На данный момент нельзя точно говорить
о том, что рынок стабилен и цены зафиксированы. Они меняются исходя из
складывающейся ситуации. Это применимо к перевозкам всех видов грузов – как
генеральных, так и опасных», – говорит Н. Соловьев. Стоимость зависит от
выбранного маршрута доставки груза, его характера, а также применяемых по
отношению к нему санкций, перечисляет Н. Соловьев условия для роста тарифа.
Росту ставок на внутрироссийские автоперевозки способствует и переориентация
товаропотоков на восток, а также дефицит техники. М. Табунова заявляет, что
участники рынка констатируют процесс замены выбывающей техники. Прироста
автопарка нет. Вероятно усиление дефицита транспортных средств на рынке
перевозок к высокому сезону, говорит М. Табунова. «Сохраняется проблема с
наймом водителей, недобор достигает 20% в разных регионах», – добавляет она.