В ПЕТЕРБУРГЕ ЗАВЕРШЕНА СДЕЛКА ПО ПРОДАЖЕ ПОРТА БРОНКА

Завершена сделка по продаже
петербургской компании "Феникс", управляющей портом Бронка,
московскому ООО "НКК-Логистик".
Эта продажа была санкционирована
распоряжением правительства РФ № 629-р от 18 марта 2023 года. О ее завершении
говорит ответ Росимущества на запрос РБК Петербург: "Сообщаем, что распоряжение
Правительства Российской Федерации от 18 марта 2023 г. № 629-р Росимущество
исполнило в полном объеме в сроки, установленные распоряжением". Напомним,
что ранее правительство приняло "предложение Минфина РФ, согласованное с
Минтрансом и Росимуществом, о продаже обществу с ограниченной ответственностью
"НКК-Логистик" (г. Москва) находящейся в федеральной собственности
доли в уставном капитале ООО "Феникс" (г.Санкт-Петербург),
составляющей 100% его уставного капитала, по цене 10,9 млрд рублей, определенной
на основании отчета по оценке". Росимуществу предписывалось в месячный
срок обеспечить заключение договора с покупателем, которому будет передана
приобретаемая доля после полной оплаты сделки. Эксперты оценивают сделку как
весьма выгодную для "НКК-Логистик", поскольку стоимость активов
"Феникса", по последней отчетности компании, — 22,3 млрд руб., из
которых 17 млрд — основные средства.
В открытых источниках информации о
завершении сделки нет. На запросы РБК Петербург ни ООО "Феникс", ни
ООО "НКК-Логистик", не ответили.
Петербург потеряет доходы?
Руководитель логистического проекта
"Дорн" Андрей Карпов обращает внимание на то, что, судя по
постановлению правительства РФ, проданы не земля, терминалы и прочая
инфраструктура ММПК "Бронка", а компания-оператор и собственник
комплекса — единственный стивидор в этом грузовом районе Большого порта
Санкт-Петербург. ООО "Феникс" по-прежнему будет управлять ММПК
"Бронка", поскольку само юридическое лицо сохраняется, хотя и будет
принадлежать уже другому собственнику. А это значит, что для экономики
Петербурга и его бюджета формально ничего не меняется — налоги от стивидорного
бизнеса будут по-прежнему поступать в бюджеты города и страны. Только возможную
прибыль будет теперь получать новый собственник.
С этой точки зрения, ситуация
аналогична той, в которой работают все другие стивидорные компании Большого
морского порта Санкт-Петербург (БМПСПб) — "Первый контейнерный
терминал", "Петролеспорт", "Моби Дик", которые входят
в состав российской стивидорной Группы Global Ports, "Контейнерный
терминал Санкт-Петербург", входящий в Транспортную группу владельца ОАО
"Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина и т.д.
"НКК-Логистик", согласно
данным из открытых источников, зарегистрирована в сентябре 2021 года, уставный
капитал составляет 3,5 млн рублей. Основным видом деятельности являются
грузовые перевозки железнодорожным транспортом. 80% доли общества принадлежат
ООО "НКК" (ООО "Национальная картографическая корпорация"),
20% — гендиректору компании Алексею Распопову. ООО "НКК" владеет и
руководит Наталья Морозова. Выручка "НКК-Логистик" за 2021 год
составила 946 млн руб., чистая прибыль — 172 млн руб. В 2022 году выручка
составила 7 млрд руб., чистая прибыль — 852,8 млн руб.
Стратегический вызов
Перемены могут произойти, если новая
управленческая команда "Феникса", которую приведет
"НКК-Логистик", не сумеет наладить эффективное управление портом. Эта
компания занимается железнодорожными грузоперевозками, но не известна на рынке стивидорных
услуг. Отметим, что новому владельцу придется не только развивать незнакомый
ему бизнес, но и исполнять взятые на себя финансовые обязательства.
"Известно, что ММПК
"Бронка" строился в том числе и на заемные средства (кредит
"Сбербанка"), которые, насколько я понимаю предоставлялись ООО
"Феникс". Как урегулирован на данный момент вопрос обслуживания этого
кредита неизвестно, — говорит Андрей Карпов. — Да и в отношении самой сделки по
покупке ООО "Феникс" компанией "НКК-Логистик" — неизвестно,
это собственные средства покупателя или заемные". При этом стоит вероятно
учесть, обращают внимание эксперты РБК Петербург, что цена "Феникса"
в 1,5 раза выше даже годовой выручки "НКК-Логистик" (если
ориентироваться на показатели 2022 года — 7 млрд руб.), не говоря уже о чистой прибыли,
которая даже в весьма успешном для компании 2022 году составила всего 853 млн
руб.
Сейчас ситуация в сфере морских
грузоперевозок серьезно усложнилась из-за иностранных санкций (государственных
и корпоративных), и многое будет зависеть от способности руководства
"Феникса" привлечь новые грузопотоки взамен ушедших, считает Андрей
Карпов. Неплохие перспективы он связывает с заметно усиливающимися перевозками
с Калининградом, а также желанием Белоруссии использовать ММПК
"Бронка" для перевалки своих грузов. "Уже сейчас белорусские
удобрения переваливаются в Бронке. Но как долго продлится такое сотрудничество
и в каких объемах — на данный момент доподлинно неизвестно", — говорит
эксперт.
К тому же, по его словам, у
"Бронки" пока есть серьезные ограничения по транспортировке грузов
железной дорогой. Контейнерную перевалку это обстоятельство ограничивает в
меньшей степени, поскольку перевозятся контейнеры прежде всего автотранспортом,
у которого особых проблем с подъездами нет. Удобрения перевозят только по
железной дороге, и тут могут возникнуть ограничения из-за недостаточной
провозной способности. Решить эту проблему призвано строительство юго-западного
железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, запланированного Концепцией развития
Санкт-Петербургского транспортного узла, но реализация Концепции идет довольно
медленно.
Впрочем, отмечает Андрей Карпов,
переваливать минеральные удобрения на самом современном контейнерном терминале
в порту Санкт-Петербурга, каким является контейнерный терминал в Бронке, —
"это не от хорошей жизни, это все равно, что микроскопом гвозди
заколачивать".
Справка
Многофункциональный морской
перегрузочный комплекс (ММПК) "Бронка" — единственный глубоководный
грузовой район в БМПСПб. Его обслуживают два терминала — контейнерный и терминал
накатных и генеральных грузов — а также логистический центр (таможенный склад).
Порт способен принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13
м. Проектная мощность порта — 20,7 млн тонн в год. За 2021 год на мощностях
комплекса "Бронка" было обработано 3,7 млн тонн грузов, что
составляет около 6% годового оборота БМПСПб. По итогам 2022 года грузооборот
"Бронки" оценивается в 1,4 млн тонн, или порядка 3,6% от общего
результата БМПСПб.
ООО "Феникс", владеющий
ММПК "Бронка", до 2017 года принадлежал АО ХК "Форум"
Дмитрия Михальченко, обвиненного в коррупции при строительстве объектов ФСО. До
лета 2021 года портовые активы "Бронка Групп" принадлежали семьям
экс-главы ФСО Евгения Мурова и генерала ФСБ в отставке Николая Негодова. 8 июня
2021 года Никулинский суд Москвы обратил 100% доли ООО "Феникс" в
доход государства, посчитав, что порт строился на средства, полученные в
результате коррупционных сделок. В феврале 2022 года правительство РФ
распорядилось передать ООО "Феникс" в ведение госкорпорации
"Ростех" (при этом, само ООО "Феникс" осталось в
собственности государства, которой управляет Росимущество), что и было сделано.
18 марта 2023 года правительство РФ распорядилось продать 100% доли ООО
"Феникс" компании "НКК-Логистик" за 10,9 млрд руб.