ДОРОЖНЫЕ ИТОГИ 2022 ГОДА
Трасса М-12 «Восток» и коридор «Россия»
В 2022 году были открыты первые участки скоростной
платной трассы М-12 «Москва - Нижний Новгород - Казань» в Московской и
Владимирской областях, модернизированные отрезки продолжения трассы до
Екатеринбурга и Тюмени (участки дорог Р-242 «Пермь - Екатеринбург» и Р-351
«Екатеринбург - Тюмень»), а сама автодорога получила название - «Восток». Также
наметились перспективы формирования транснационального коридора «Россия» от
Санкт-Петербурга до Владивостока.
Трасса М-12 длиной более 800 км строится в Подмосковье, Владимирской, Нижегородской областях, Чувашии и Татарстане. В сентябре на дороге открыли первый участок в Подмосковье от ЦКАД до обхода Орехово-Зуево, в октябре - участок во Владимирской области, в декабре - еще один участок во Владимирской области. Таким образом, на магистрали для проезда к концу года доступно чуть более 100 км. Всю дорогу М-12 до Казани намерены открыть в декабре 2023 года. Далее трассу продлят до Екатеринбурга еще на 800 км по территориям Татарстана, Башкирии, Прикамья и Свердловской области. Для этого расширят, реконструируют и построят участки федеральных трасс М-7 «Волга» и Р-242 «Пермь - Екатеринбург», а также заново построят участок Дюртюли - Ачит: он поделен на три этапа по границам регионов (Башкирии, Пермского края и Свердловской области). На трассе М-7 в Татарстане строят обход Набережных Челнов и Нижнекамска с мостом через реку Кама, а в Башкирии - идут подготовительные работы на участке строительства обхода пяти сёл - Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново. Для строительства участка Дюртюли - Ачит в Прикамье и Свердловской области уже выбраны подрядчики. На трассе Р-242 в рамках формирования маршрута до Екатеринбурга будет расширено 139 км, ряд участков уже открыт, а всю трассу Р-242 в границах Свердловской области от Ачита до Первоуральска планируют сделать четырехполосной в 2024 году. За счет модернизации трассы Р-351 «Екатеринбург - Тюмень» автотрассу продлят до Тюмени: для строительства и реконструкции 72 км осенью выбрали подрядчика, а 40 км ввели в эксплуатацию в декабре. Вся дорога Р-351 в 2025 году будет четырехполосной.
Обход Хабаровска
В середине июля 2022 года открыли первую скоростную
автотрассу на Дальнем Востоке - обход Хабаровска. Дорога - платная, длина
основного хода составляет 27 км, общая протяженность всей построенной
транспортной инфраструктуры - 52,8 км, расчетная скорость движения - 120 км/ч.
На трассе возведены три моста, пять транспортных развязок и 21 путепровод.
Автодорога построена при участии средств бюджета Хабаровского края и частных
инвестиций. Инвестором выступал Российский инфраструктурный холдинг Группа
«ВИС», финансовым партнером - Газпромбанк. Общая стоимость строительства - 47
млрд рублей
При реализации масштабного проекта было задействовано
свыше 1,5 тыс. специалистов и более 200 единиц техники. Состав
щебеночно-песчаной асфальтобетонной смеси при устройстве дорожной одежды
подбирался для конкретных климатических условий. Впервые на Дальнем Востоке на
мостах и путепроводах применили литой асфальт, а на пунктах взимания платы
устроили покрытие, используемое при строительстве взлетно-посадочных полос.
Специально для новой автодороги отечественными программистами была
разработана интеллектуальная система управления движением, а из-за
большого количества праворульных машин в регионе предусмотрены левые и правые
полосы взимания платы - такая практика применяется в стране впервые. Также на
каждом пункте взимания платы впервые реализовано использование сразу двух
технологий электронного взимания платы - DSRC Транспондеры и RFID Метки.
Дорога имеет стратегическое значение, соединяя между
собой федеральные трассы А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Хабаровск -
Находка». Новый транспортный обход позволит разгрузить дорожную сеть Хабаровска
за счет вывода большегрузного и транзитного транспорта за пределы основных
городских магистралей.
Мост через Обь в Югре
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в начале
июля стартовало строительство моста через реку Обь в районе города Сургута.
Проект предусматривает строительство четырехполосной автомобильной дороги
протяженностью более 45 км. В нее войдет мост через Обь длиной 1,7 км, еще
четыре моста и три путепровода. На масштабный объект направят 60,9 млрд рублей.
По состоянию на конец года работы на объекте идут с опережением
графика.
Главная цель возведения моста - снижение повышенного
автомобильного потока на существующей переправе через Обь, которая сейчас
работает в режиме трехкратной перегрузки. Новое искусственное сооружение станет
ключевым объектом для обеспечения транспортной доступности крупнейших в мире
районов по добыче углеводородного сырья (Югры и Ямала) с регионами России и
заграницей. Также новое сооружение позволит перераспределить потоки и обеспечит
альтернативную автотранспортную связь между Югрой и другими регионами Урала и
всей России.
Северный обход Калуги
В сентябре в Калужской области состоялась церемония
открытия обхода Калуги на участке Анненки - Жерело - реализация
проекта завершила строительство 84-километровой Калужской кольцевой
дороги.
Протяженность Северного обхода Калуги - 21,7 км, трасса
имеет четыре полосы движения и соответствует категории I-б с расчетной
скоростью 120 км/ч. На дороге построены четыре транспортные развязки, три моста
и семь путепроводов. Ключевой частью работ стало возведение единого путепровода
через Московскую железную дорогу и реку Каменку, который состоит из двух
раздельных сооружений длиной более 300 метров каждый. Стоимость строительства,
которое длилось с 2020 по 2022 годы, составила 14,7 млрд рублей.
Северный обход обеспечивает транспортную
доступность нового качества между районами областного центра - по подсчетам
специалистов, время в пути из центра Калуги до разрозненных населенных пунктов
городского округа сократится с 1,5 часов до получаса. Кроме того, дорога
выводит за пределы города транзитный транспорт, в том числе грузовой, что
снижает нагрузку на местную дорожную сеть. Также трасса способствует развитию
инфраструктуры прилегающих территорий.
Участок трассы А-181 «Скандинавия» в
Ленобласти
В середине октября в Ленинградской области открыли еще
один реконструированный участок федеральной трассы А-181 «Скандинавия» длиной
20 км - с 80-го по 100-й км. Работы на отрезке от пересечения с дорогой «Рощино
- Цвелодубово» до поворота к поселку Кирилловское начались весной 2020 года. За
это время на дороге реконструировали три развязки, возвели два надземных
пешеходных перехода, два скотопрогона на путях миграции диких животных, а также
выполнили реконструкцию моста через реку Великая. Одна из развязок имеет
уникальную для Ленобласти конфигурацию. Она относится к типу «ромб с двумя
кольцевыми пересечениями» и с четырьмя съездами, что обеспечивает высокую
скорость движения. Минимальное количество конфликтных точек обеспечивает
высокий уровень безопасности, а схема позволяет развернуться при движении из
Выборга и Петербурга. Главный итог реконструкции - увеличение числа полос
движения с двух до шести и существенное повышение уровня безопасности дорожного
движения за счет ликвидации левых поворотов, разделения встречных автомобильных
потоков бетонным парапетным ограждением, а также установки освещения на всем
протяжении участка.
Дорога А-181 «Скандинавия» связывает Санкт-Петербург с крупнейшими портами Приморск и Выборг, что обуславливает ее ключевое значение не только для экономики региона, но и для всего Северо-Западного федерального округа. По трассе можно добраться до многочисленных поселков и территорий коттеджной застройки, а также популярного у туристов города Выборг.
Обход Анапы
В Краснодарском крае в декабре торжественно открыли Северный
обход Анапы, построенный в составе федеральной автодороги А-290 «Новороссийск -
Керчь» на участке с 47-го по 52-й км. Объект построили в обход густонаселенных
районов. На юге он стыкуется с продолжением трассы А-290 в сторону
Новороссийска, на севере - со вторым и третьим участками реконструкции (с 52-го
по 73-й км и с 73-го по 100-й км). На обходе не только устроили четырехполосную
проезжую часть, но и построили пять мостов и путепроводов, а также три
транспортные развязки. Новая дорога позволит решить проблему с автомобильными
заторами, что особенно актуально в курортный сезон.
Ввод объекта в эксплуатацию исключит движение
транзитного транспорта по улично-дорожной сети города и прилегающих поселений,
а также позволит сформировать единый скоростной транспортный маршрут,
связывающий федеральную трассу М-4 «Дон» с мостовым переходом через Керченский
пролив и полуостровом Крым. Кроме того, обход вошел в состав транспортного
коридора «Север - Юг», обеспечивающего перевозки грузов, работу морских портов,
транспортную доступность и связь муниципальных образований между собой, логистику
всего побережья, включая Крым.
Новый участок трассы Р-255 «Сибирь» в
Иркутской области
В Иркутской области в конце сентября открыли движение по
новому 15-километровому участку федеральной трассы Р-255 «Сибирь», построенному
в обход села Тулюшка и деревни Трактовая. В результате работ участок автодороги
с 1524-го по 1538-й км перевели из третьей и четвертой технических категорий во
вторую. На участке возвели мост через реку Или, кольцевую транспортную
развязку, путепровод через Восточно-Сибирскую железную дорогу и выполнили
полный комплекс работ по обеспечению безопасности дорожного движения
(установили 7 км линий освещения, около 10 км барьерного ограждения и нанесли
свыше 15 км разметки, обустроили площадку для стоянки машин и четыре автобусные
остановки).
Благодаря обходу пропускная способность участка трассы увеличилась в два раза, ликвидирован одноуровневый ж/д переезд, выведен транзитный транспорт из населенных пунктов, а время в пути от Иркутска до Красноярска сократилось почти на час.
Архангельский мост в Череповце
В августе в Череповце (Вологодская область) торжественно
открыли новый вантовый мост через реку Шексна в створе Архангельской улицы.
Переправу строили тысячу дней с 2019 года и запустили в работу раньше
запланированного срока. Протяженность сооружения составляет свыше 1,1 км, с
подходами - более 8,8 км: в Вологодской области это самый длинный мостовой
переход. Объект уникален и тем, что на нем Н-образные стальные тросы соединяют
пилоны с дорожным полотном параллельно друг другу, напоминая конструкцию
музыкальной арфы
Стоимость работ составила 19,5 млрд рублей. Объект завершил формирование транспортного кольца Череповца, обеспечил создание условий для кольцевого движения общественного транспорта и значительно упростил транспортную доступность работников к производственным площадкам ПАО «Северсталь» и АО «Апатит». Кроме того, Архангельский мост станет частью инфраструктурного каркаса Северо-Западного и Центрального федеральных округов и позволит расширить транспортно-логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь области и Череповецкой городской агломерации с центральными регионами страны.
Обход Твери на трассе М-11 «Нева»
В июне в Тверской области началось строительство Северного
обхода Твери, который станет фактическим завершением реализации проекта по
строительству федеральной магистрали М-11 «Нева» и позволит напрямую соединить
Москву и Санкт-Петербург скоростной дорогой. Объект возводят в рамках
третьего этапа магистрали на участке с 149-го по 208-й км. Подрядчика для
строительства обхода выбрали в конце весны, стоимость работ - 69,7
млрд рублей.
Обход длиной 62,4 км будет иметь четыре полосы движения,
развязки, сооружения, в том числе мост через Волгу длиной 738 метров и мост
через Тверцу длиной 200 метров, площадки отдыха, пункты взимания платы. Также
предусмотрена установка шумозащитных экранов у населенных пунктов, вблизи
которых будет проходить трасса. Запуск первого этапа запланирован на декабрь
2023 года, в октябре 2024 года намерены завершить второй этап строительства
объекта.
С открытием участка время в пути между двумя
мегаполисами по магистрали М-11 сократится до 5,5 часов. Кроме того, реализация
проекта создаст дополнительные возможности для развития инфраструктурных
проектов в Твери, агропромышленного комплекса и жилищного строительства на территориях
Бежецкого, Калининского, Кимрского и Рамешковского районов. Новая дорога
обеспечит устойчивое автомобильное сообщение через северо-восточные территории
Тверской области до городов Вологда, Ярославль и Дубна.
Мост через Амур между Россией и Китаем
В уходящем году открыли мост через реку Амур между
Благовещенском (Амурская область, Россия) и Хэйхэ (Китай). Строительство
автодорожной международной переправы было завершено еще в 2019 году, однако все
это время не удавалось открыть объект из-за ограничений, действующих в связи с
пандемией коронавируса. В июне 2022 года по мосту запустили грузовое движение.
Мостовой переход построен по уникальной концессионной
модели. В июне 2016 года был подписан договор, по которому объект строился за
счет внебюджетных источников. Стороны создали совместную концессионную
российско-китайскую компанию, концедентами которой выступили правительство
Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. Стройка велась
одновременно с двух сторон российскими и китайскими специалистами.
Протяженность перехода составляет 1080 метров, с учетом подъездных
путей суммарная длина дорожной части достигает 19,4 км.
Открытие моста сокращает затраты при транспортировке
груза во внешней торговле и стало важным шагом в развитии российско-китайского
экономического сотрудничества, а также в развитии приграничных территорий двух
стран.